Ехлаков Александр Дмитриевич

Мой дедушка Ехлаков Александр Дмитриевич родился 8 июня 1910 год в деревне Орловка Янаульского района республики Башкортостан.

Ехлаков Александр Дмитриевич

Ехлаков Александр Дмитриевич

Во время Великой Отечественной войны работал поездным вагонным мастером (поездным смазчиком) на железнодорожной станции Янаул Красноуфимского участка Казанской железной дороги (с мая 1961 года Горьковская железная дорога).

В архивных документах Ижевского отделения Горьковской железной дороги имеется личная карточка формы Т-2 за № 63 на Ехлакова А.Д., где указано что с 16 октября 1940 по 08 мая 1944 Ехлаков А.Д. работал поездным вагонным мастером. А с 08 мая 1944 года и до окончания войны поездным смазчиком.

Удостоверение к Медали "За доблестный труд"

Удостоверение к Медали «За доблестный труд»

В обязанности поездного вагонного мастера входило сопровождать военные поезда, обеспечивать в пути следования исправность вагонов и своевременность смазки. Совместно с бригадами станционных осмотрщиков выполнять их безотцепочный ремонт. Перед отправлением поезда он должен был тщательно осмотреть вагоны, проверить правильность заправки букс и работу тормозов. Поездной вагонный мастер отвечал за техническим состоянием принятого и обслуживаемого им поезда, за правильный уход поезда в пути всего следования воинского эшелона.

Удостоверение к Медали "50 лет Победы в Великой Отечественной Войне"

Удостоверение к Медали «50 лет Победы в Великой Отечественной Войне»

При осмотре литерных поездов (поезда высокой важности) проходящих через станцию Янаул, перрон станции оцеплялся военными, на перроне находились два осмотрщика, которые и должны были, не останавливая поезд, проверить всю ходовую часть. По законам военного времени литерные поезда не подлежали остановке на проходящих станциях и следовали через станцию Янаул безостановочно. На малом ходу военного железнодорожного состава мой дедушка осматривал колесные пары. На проходящую колесную пару удавалось ударить специальным молотком только один раз. Как говорится в карточке, благодаря отличному слуху он безошибочно определял неисправные колесные пары у вагонов. Заподозрив неисправность в ходовой части вагона, под страхом расстрела он дважды останавливал военные поезда. В случае беспричинной остановки поезда, могли расстрелять за саботаж. Ошибиться было нельзя.

Быть железнодорожником во время Великой Отечественной войны — это бессонный, ненормированный и очень опасный труд.

За образцовое содержание и заботливый уход за вагонами в 1945 году он был награжден ведомственным знаком отличия «Ударник Сталинского призыва». Указом Президиума Верховного Совета СССР №204/331 от 31 июля 1954 года — медалью «За трудовую доблесть».

Удостоверение к Медали "За трудовую доблесть СССР"

Удостоверение к Медали «За трудовую доблесть СССР»

У дедушки была военная бронь и он всю войну работал на железной дороге.

После войны в поселок стали возвращаться с фронта мужики. Их было немного и поэтому в Янауле всегда чувствовался праздник. Радость от того что вернулись живыми, радость от того, что война кончилась. Многие фронтовики приезжали с подарками для своих близких. Сосед Александра Дмитриевича, воевал танкистом и вернулся домой на танке. В послевоенное время на железной дороге было много крушений. Тягочей для разбора железнодорожных вагонов не хватало, поэтому соседский танк был передан в пользование железнодорожникам. Так начиналась мирная жизнь...

Умер Александр Дмитриевич 1 апреля 1997 года.

Наталья Леонидовна Батыршина, инженер I категории пожарно-спасательной службы ООО «Газпром переработка».

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества