Детский дом квартирного типа
Внешне это выглядит так: коридор центра, вдоль которого расположены различные кабинеты. В торце — дверь, ведущая в самую настоящую квартиру, в которой есть прихожая, хорошо оборудованная кухня, санузлы, гостиная, комнаты-спальни. Квартиры разнятся по числу комнат. Самые большие — четырехкомнатные. Есть квартиры, по две объединенные в блоки. В одном блоке — мальчики, в другом — девочки (этот вариант для более социализированных детей).
Все квартиры — просторные, светлые. Первую открыли весной 2018 года. Теперь в «восьмерке» восемь квартир. Но перед выпуском из детдома (или при переходе воспитанника из школы в профессиональное училище) ребят могут селить не в «квартирный формат», а в «блочно-общежитский» (и такое проживание организовано в стенах бывшего детдома). То есть в «блоках» — комнаты, санузел — на этаже, на этаже — и кухня (и воспитаннику объясняют, что он может пользоваться, скажем, плитой № 1, мойкой № 1). Это сделано для того, чтобы юноши и девушки были полностью готовы и к проживанию в общежитиях. Для дошкольников (а «восьмерка» принимает мальчиков и девочек в возрасте от трех до семнадцати лет) предусмотрена своя квартира. Совсем маленьких детей не селят с подростками.
Когда в «восьмерке» шли ремонтные работы по созданию квартир, то уже на этом этапе подопечные принимали участие в составлении проекта. Совместно с ними принимались решения, какая мебель необходима, как именно ее расставить, в какие тона покрасить стены и прочее. То есть изначально дети привыкали к мысли, что они будут жить в «своей» квартире, которую можно обустроить с учетом собственных пожеланий. А ребята постарше даже помогали что-то покрасить, прибрать. Никто не заставлял: им самим хотелось.
Как уточнил Денис Бухаров, директор Центра содействия семейному воспитанию, для развития формата им хотелось бы иметь еще одну квартиру. Самую обычную — в жилом доме. В ней могли бы проходить «курс подготовки к самостоятельной жизни» те юноши и девушки, которых все-таки с большой опаской отпускают в «самостоятельное плавание». (Подопечные центра — все разные, в разном возрасте были изъяты органами опеки из асоциальных семей, да и состояние здоровья — тоже разное. В «восьмерку» попадают как здоровые ребята, так и имеющие ментальные нарушения.)
Заходим в новенькие квартиры. В одной — совместный обед на кухне. Да, в учреждении есть столовая, и вообще-то завтраки-обеды-ужины дети принимают там, а на «собственной кухне» могут дополнительно попить чай, приготовить что-то вкусно-праздничное. Но в этой квартире решили попробовать приносить еду из столовой в кастрюлях и уже здесь раскладывать по тарелкам. Чтоб было совсем как дома. Воспитатель Наталья Круглова рассказывает, что пока эксперимент идет хорошо. Аппетит у ребят вырос. Даже не сильно любимую манную кашу на завтрак едят охотно. Уже договорились мыть посуду по очереди.
Ребята приглашают в комнаты, показывают «свои уголки». Хором говорят, что в квартирах — гораздо лучше. Уверяют, что будут поддерживать чистоту. А кто-то уже, намотав тряпку на швабру, делает уборку в прихожей. Группа ребят включила телевизор в «своей гостиной». Кто-то смотрит, улегшись на пушистый ковер, кто-то — сидя на диване. Кто-то в это время читает или пишет эсэмэски друзьям по классу (дети из «восьмерки» учатся в разных школах, причем в самых обычных). В общем, все здесь — как и должно быть в семье. Только вместо родителей — воспитатели. Обычно это мужчина и женщина. Чтобы было и женское и мужское начало.
На самом деле все эти «мелочи» семейного быта очень важны. Для детей, оказавшихся в стенах детского дома, нормальный семейный быт — тайна за семью печатями. Нередки случаи, когда сюда попадают подростки из неблагополучных семей, не умеющие абсолютно ничего.
Хотя «восьмерка» и госучреждение, его воспитанники достаточно свободны. С 12-летнего возраста некоторым из них разрешено самостоятельно гулять, ездить по городу (если, конечно, конкретный ребенок к этому готов). Кстати, когда центр только вселился в ныне занимаемое им здание, на окнах были решетки. Их демонтировали буквально через месяц. И — прекратились побеги воспитанников. Потому что бежать из дома, где свободный вход и выход, стало попросту неинтересно.
Вместе с квартирами ребята получили отличный тренажерный зал (бытовая техника в квартирах и тренажеры — подарок от ООО «Газпром переработка») и кинозал. Благотворительный фонд «Добрый слон» помог оборудовать ставший популярным у детей кабинет робототехники. А с помощью участников благотворительного проекта «Живу с культурой» отремонтировали и оснастили помещение для занятий театральной студии.
Источник: «Вечерний Санкт-Петербург»