Прорыв года: Переработка даёт добро. Сургутский ЗСК открыл Газпрому потенциал к росту добычи ямальского газа.
В 2014 году Сургутский завод стабилизации конденсата им. В. Черномырдина завершил большой технологический скачок: осенью в эксплуатацию была запущена третья установка стабилизации конденсата (восьмые-девятые технологические линии). Это повысило мощность по переработке сырья на ЗСК с восьми до 12 млн тонн в год.
История вопроса такова: в 2011 году Газпром запустил добычу газа из валежинских залежей Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения. А так как вместе с «голубым топливом» параллельно добывается газовый конденсат, который нужно перерабатывать, это автоматически повысило загрузку сургутского ЗСК на 20 процентов. Тогда же стало понятно, что потенциал завода нужно наращивать, в противном случае будет невозможно увеличивать добычу газа на Ямале.
«В давние времена были такие черные дни, когда газовый конденсат приходилось выжигать, так как мощностей для его переработки еще не было, — рассказывает генеральный директор ООО „Газпром переработка“Юрий Важенин. — Но это было еще в 60-х годах. Теперь же для рационального использования ресурсов требуется расширение мощностей для переработки — запуск УСК-3 хорош и для нас в плане развития промышленности, и для всего Газпрома, потому что это позволяет наращивать добычу газа на ачимовских и валанжинских залежах».
В проект было вложено 5,3 млрд рублей, срок его окупаемости — порядка трех лет. Однако, несмотря на почти полуторный рост приема сырья на переработку, речи о существенном увеличении производства светлых нефтепродуктов на ЗСК пока не идет. Это — вопрос ближайших пяти лет.
«Топливный баланс в Югре пока не меняется, на его качественное улучшение будет направлен наш следующий масштабный инвестиционный проект. Это будет установка изомеризации, которая в первую очередь улучшит качество производимого бензина. Стоимость проекта — порядка 30 млрд рублей», — пояснил Важенин.
Кроме того, «Газпром переработка» вложит 120 млрд в развитие своей инфраструктуры на Ямале. Юрий Важенин понимает, что кризис может внести в инвестиционную программу свои коррективы, но панике не поддается. «Газпром — не та компания, которая остановит инвестиции в значимые, в том числе социальные объекты. Поэтому я допускаю, что некоторые проекты будут несколько растянуты во времени, но инвестпрограмма была, есть и будет».
Источник: СИА-ПРЕСС